Так что курил художник?

В наше время существует немало методов изменить и воспалить человеческое сознание. В бездонных кладовых и подземельях подсознания могут таиться казалось бы нигде не виданные прежде монстры и чудовища,  или же наоборот — за прикрытыми веками и блаженной улыбкой наркомана угадываются яркие вспышки беспричинного счастья.  все эти состояния души могут внезапно переходить одно в другое, а если не повезет — навеки остаться с несчастным, исключая его из мира обычных людей навсегда.
И только  редкие счастливцы, поцелованные Богом или Дьяволом, кто вложил им в душу талант к искусству, могут справляться с внутренними бесами или делиться с нами ангельскими видениями, выпуская их в мир  посредством живописи, музыки или других искусств.

В эти дни в Тель-Авиве нам было позволено подсмотреть, как два поистине гениальных художника трактуют смысл существования человека.
Мари Шуинар снова привезла в Израиль свою труппу с балетом по триптиху Иеронима Босха «Сад Земных Наслаждений»

Скажу только, что балет Шуинар это ни в коем случае не «Живые картины» по знаменитой вот уже полтысячелетия картине. Это не столько копирование (хотя и невообразимо достоверное) изображенного, сколько развитие действий оживших персонажей Босха с их внутренней абсурдной логикой.

Мари Шуинар удалось «проникнуть» в голову великого голландца, предугадать, как бы повели себя персонажи его полотна, если бы вдруг ожили. Можно сказать, что весь перформанс  — это как бы продолжение и развитие внутреннего содержания этой картины, тайная жизнь за створками триптиха. Как ей это удалось? Недаром, сама Мари стала автором и хореографии, и костюмов и предметов атрибутики, и только странная, назойливая, беспокоящая музыка принадлежит не ей, а ее постоянному соавтору.

после представления было совершенно невозможно уснуть, и я занимала себя чтением различных материалов о «Сумасшедшем», как мне всегда казалось, брабантце.

Известные биографические сведения — Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх»

Между 1450 и 1460 — родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, в честь которого взял псевдоним Босх.

До 1482 — женился на богатой аристократке Алейд ван де Мервенне.
1486–1487 — вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

1516 — умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

Широко известен также и тот факт, что Босх был предвестником или даже создателем сюрреализма, и без его творчества не было бы Сальвадора Дали.
К сожалению, до наших дней сохранились лишь 25 его картин и 8 рисунков.

Можно провести дни и недели, рассматривая и интерпретируя множество мелких деталей на полотнах Босха.
Однако без помощи специалистов сегодняшнему зрителю не удастся постичь скрытый смысл зашифрованных в символах посланий.
Привожу лишь некоторые из исследований картины «Сад Земных Наслаждений»


Вот он, иронично подсматривающий за расширенными от ужаса глазами зрителей его картин!
Нет, этот человек — не безумец!!!

Иеронимус Босх считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.
Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, — на самом деле Князь Тьмы, а материя — зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, — тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка — это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.

 Сова. Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, — это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

 

Люди. Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, — отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жемчужина. В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.

Музыкальные инструменты. Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди — пленники материального мира.

 

Возможно, мы никогда и не узнаем, чем расширял гениальный художник свое мрачное сознание.
Сегоня понимаешь, что даже Сальвадору Дали и другим сюрреалистам не удалось приблизиться к силе воздействия этих образов на подсознание.
И только Мари Шуинар бесстрашно не побоялась вывести всех этих демонов на сцену.
И вот, что я поняла, какие выводы сделала для себя —

Действо заставляет в какой -то момент почувствовать себя демиургом  — вот так сидишь в комфортабельном кресле и отстраненно на блюдаешь за маленькими людишками, как марионетками, ведомыми страстями. «Ab Ovo» — от яйца, от зарождения жизни — стремится человечество забраться в сферу, как символ перинатального комфорта, где за призрачной прозрачной  скорлупой мы можем веселиться, пока не треснет эта хрупкая оболочка внешнего благополучия…
Тога Творца цвета зари, как переходящий пионерский вымпел, может быть примерена на каждого.
Рай — это скучно, Ад — это невыносимо бесцельно, Творец — это каждый из нас.
И именно от всех и каждого зависит, сможет ли человечество справиться со своими внутренними демонами.

И последний вывод — от токсиколога — Куренье -вред!!!!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s