Старинный театр Regio в итальянской Парме, где родился Джузеппе Верди
За два века сменились политические режимы, возникли и разрушились целые государства, родились новые стили в музыке и живописи, претерпел изменения даже сам стиль коммуникации между людьми — феномен виртуального общения еще ожидает своих исследователей. Но кое-что осталось неизменным. Культурные коды и условности — это всего лишь изменяющаяся по прихоти моды и общественного мнения оболочка все тех же вечных чувств и инстинктов — любви, верности, чести, ненависти.
Памятник Верди на площади в Парме задвинули куда-то в угол и развернули задом, пришлось обойти его кругом
Оперные арии и дуэты Верди неспроста на слуху почти у любого из нас, его музыка проникает в душу, и совсем необязательно быть для этого заядлым меломаном. С детства я помню, что сами названия опер Верди казались мне праздничными. «Трррубадурррр» , РРРиголетттто!» «Трррравиата!» Только «Аида » казалось обычным именем — так звали соседку.
Ну и что, что роскошное «Libiaаааmo!!!» из хрестоматийной Застольной переводится банальным «Так выпьем!». Итальянский язык облагораживает и поднимает до высот искусства даже презрительное определение Traviata ( от слова traviare, что означает сбиться с пути.) И хотя в итальянском нет категоричной хлесткости русского «Гулящая» вместо гуляющая или блуждающая, итальянская публика 19 века была достаточно шокирована. Как известно, премьера «Травиаты» ознаменовалась скандалом – зрители не были готовы к тому, что на сцене предстанет благородная куртизанка, наделенная душевной чистотой и положительными качествами. По настоянию цензуры действие оперы по сюжету «Дамы с камелиями» Дюма-сына было перенесено в 18 век. Лицемерный 19 век не был готов принять того, что в 21 веке многие барышни посчитали бы жизненным успехом.
Я слушала Травиату трижды. В год двухсотлетия Верди судьба подарила мне (а я поделилась с мужем) редчайшую возможность послушать любимую музыку на ее родине.
Мы оказались в числе 60-70 счастливцев в венецианском дворце, совсем недалеко от театра «La Fenice», где в 1853г была освистана премьера «La Traviata».
Справедливости ради скажу, что дворец на фото это не Palazzo Barberigo-Menotti, где мы слушали Травиату, но в Венеции так много палаццо, и один древнее другого…
Переходя в антрактах из одного зала дворца в другой, на расстоянии вытянутой руки от актеров, сидя среди гобеленов и ломберных столиков, мы чувствовали себя участниками действия. Виолетта была молода, стройна и убедительна до такой степени, что зрители сторонились оброненного ею платка, боясь заразиться чахоткой.
Надо ли добавлять, что после веселой и ликующей арии «Sempre libera!» (Всегда свободна!) Виолетта зашлась в приступе кашля, а глаза многих дам в зале наполнились слезами.
Приложение: Флеш-анимация. Для корректного просмотра данного поста вам необходимы некоторые плагины.
Именно это исполнение Joan Sutherland 1966года как одно из лучших порекомендовал мне один знакомый композитор: «у нее идеальная интонация, а от ее ми бемоля в конце можно упасть и не встать, идеально чисто»
В антракте мы замешкались у окна с бокалом шампанского, разглядывая проплывающих гондольеров, и потому не успели занять места поближе в спальне Виолетты, куда зрители переместились в финале.
Весь последний акт я просидела, прикрыв глаза, не отвлекаясь от звуков. Очень люблю и ценю такое состояние неопределенности между воображением и явью — музыка ведет за собой в глубину твоей же собственной души.
Оперные партии Верди считаются вершинами исполнительского мастерства. Лучшие дирижеры мира непременно включают в свой репертуар творения великого итальянца. Маленький Израиль может гордиться, что несколько самых грандиозных мировых постановок опер Верди были осуществлены в нашей стране. Невозможно передать никаким метафорами, как звучит опера у подножья Масады. Воспоминания о постановке «Аиды» у отрогов легендарной еврейской крепости останутся в моей памяти навсегда. Такие впечатления не забываются, это надо увидеть и услышать хотя бы раз в жизни. Уже очень скоро Израиль начнет принимать тургруппы меломанов — любители музыки приезжают из-за границы специально, чтобы услышать Оперу в уникальных условиях пустыни.
В этом году мы сможем услышать третью по счету оперу Верди на Масаде — после триумфа «Набукко» и «Аиды» настала очередь самой лиричной и трогательной истории «Травиаты».Природные декорации как нельзя лучше подходят к сюжету — все небо в пустыне над головами зрителей полно блуждающих звезд, проживших жизнь в яркой и короткой вспышке.
Музыка. Верди. Травиата. Sempre libera!