Еще одна попытка понять (а может и принять) так называемое современное, а еще лучше сегодняшнее искусство.
Фестиваль “Манофим” в 9-й раз проводится в нашей столице. Сама инициатива проводить фестиваль «не от мира сего» не в концептуальном , ко всему и вся толерантном Тель-Авиве, а именно в Иерусалиме — кажется сначала дерзкой, а потом очень логичной. Ведь в сущности, Иерусалим не просто город, это и образ существования, приоткрытые ворота или калитки в другую реальность.
Всегда интересно познакомиться вживую с «артистами». Вот ведь нет на русском единого слова, объединяющего этих особых людей — художников, поэтов, скульпторов, философов танца, авторов странных (отстраненных) композиций неопределенного жанра.
На английском artist, на иврите мы говорим «Оман» — и сразу понятно, о ком идет речь. В этом слове смешивается и восхищение, и снисходительность, и пожимание плечами, и замирание духа.
В индустриальной зоне иерусалимского района Тальпиот есть улица под названием Оман.
Парадоксально, а может и закономерно, что среди офисов, мастерских и прочих разумных и понятных учреждений находятся и Оман 18 (музыкальная студия) и Оман 26 — подчеркнуто скучный, серый с проводами бетонный куб. А внутри — внутри как раз и находятся разные ворота и калитки в параллельные реальности.
Здесь и довелось встретиться с несколькими внешне совершенно обычными участницами нынешнего фестиваля Манофим.
Таль Исраель — худенькая, застенчивая молодая женщина с негромким голосом. Она рассказывает о своем взаимодействии с учеными Тель-авивского университета, о том, как увидела в линзах микроскопа свои будущие произведения. Крайне необычно увидеть на выставке атрибуты научных лабораторий — под крупными, наложенными друг на друга линзами, взгляду открываются как мелкие соты калейдоскопические картинки.
Фотографии Таль Исраель изображают также сильно увеличенные зернышки граната, при взгляде на которые погружаешься в другую вселенную, осознавая, как мало мы видим вокруг себя, как редко останавливаемся и всматриваемся вглубь вещей, как можно открыть красоту и гармонию в самых, казалось бы, будничных и окружающих предметах.
А вот другая композиция — воспоминания о бабушкином доме.
Детское потрясение Таль, когда она нашла запасы муки и сахара под свисающим вышитым покрывалом бабушкиной кровати — на случай новой войны, нашло отражение в этом гиперреалистическом фотоколлаже, где на крышке комода еще видны бледные тени
старинных фотографий, а внутри его — та самая комната в доме бабушки.
Эйнат Ариф Галанти приглашает в свою мастерскую не только для того, чтобы, как принято обычно, показать свои работы. В этом году на фестивале Манофим придумали новую концепцию — встречи тет-а-тет с художниками. Любой человек может прийти в назначенное заранее время и показать артисту какую-то свою вещь — семейную реликвию, или наоборот новую приобретенную игрушку. Главное, чтобы эта вещь была дорога владетелю. Наедине с художником посетитель попытается увидеть и рассмотреть какие-то характеристики, черты, свойства своего предмета или просто побеседовать о смысле и значимости этой вещи.
Подобные встречи по предварительной записи, естественно, состоятся по пятницам.
Но не только графическими или пластическими выставками будет интересен фестиваль Манофим. Каждый день в разных районах городах будут проходить встречи, экскурсии, хеппенинги, выставки, представления.
а 20 сентября единственный раз будет проведена экскурсия по арабо-еврейскому району Абу-Тор, два гида — Тамер Саид и Марк Штерн, каждый со своей точки зрения, расскажут о жителях этого района, покажут красивые дома и уродливые свалки, навестят вместе с участниками некоторые резиденции местных жителей, где присутствующие смогут оценить таланты здешних умельцев.
Как относятся арабские жители Абу Тор к евреям? Об этом расскажет Сабина, 85 лет, спасенная от Катастрофы, с 1954 года проживающая в доме, покинутом в 1948г арабскими хозяевами, бежавшими из Страны.
Все мероприятия фестиваля 15-22.09.2016 совершенно бесплатны. В день открытия 15 сентября обеспечивается также бесплатная транспортировка шаттлами между фестивальными площадками.