Ровно год назад Остап Бендер со своей верной подругой переходил румынскую границу. На февральской ботовстрече на югах Эллочка-людоедка с Остапом Ибрагимовичем распрощались с ботонародом на полгода и отправились в командировку за границу.
Итальянская трехмесячная эпопея, к большому сожалению, подошла к концу. Ничего не поделаешь — пришло время Эллочке изучить владения соперницы — наследницы американского миллионера Вандербильта.
Для этого мы отправились в США, город Нэшвилл, столицу южного штата Теннесси. Вандербилты (Vanderbilt) – «железнодорожные короли», одно из богатейших семейств в США, основу династического благосостояния которого заложил Корнелиус Вандербилт (1794— 1877).
Основатель династии Корнелиус Вандербильт, был колоритной личностью
Мальчишкой он начал свой бизнес с нью-йоркского парома, а к концу жизни стал королем пароходов и железных дорог Северной Америки, самым богатым человеком страны, ее первым олигархом. За бульдожью хватку и беспощадность к конкурентам Вандербильт получил прозвище Командора, с которым и вошел в историю американского капитализма. Не имея приличного образования, он обладал природным коммерческим чутьем и рыночными талантами. Командор первым отказался от бумажных денег и золота при заключении сделок, перейдя на безналичные расчеты, был одним из первых создателей акционерных обществ.
Будучи северянином, после Гражданской войны Вандербильт много сделал для восстановления промышленности, транспорта и науки Юга. В частности, он дал миллион долларов (колоссальную по тем временам сумму) на учреждение университета в Нэшвилле, штат Теннеси, ныне носящим его имя.Он оставил после себя около 100 миллионов долларов, которые были поделены весьма экстравагантно – 95 миллионов уходило к его старшему сыну Уильяму Генри Вандербильту (William Henry Vanderbilt). Остальное было поделено между церковью, Университетом в Нэшвилле и прочими детьми, которые, по мнению магната, были ‘пропащими, и бизнесом заниматься не желали’.
Известна знаменитая фраза Корнелиуса Вандербильта: ‘Всю жизнь я был безумцем в стремлении делать деньги’.
Внучка Командора, названная в честь деда Корнелией, известна всему русскочитающему миру как «Заносчивая Вандербильдиха».
«Платье, отороченное собакой, нанесло заносчивой Вандербильдихе первый меткий удар. Потом гордой американке были нанесены три удара подряд. Эллочка приобрела у домашнего скорняка Фимочки Собак шиншилловый палантин (русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), завела себе голубиную шляпу из аргентинского фетра и перешила новый пиджак мужа в модный дамский жилет. Миллиардерша покачнулась, но ее, как видно, спас любвеобильный papa-Вандербильд».
Корнелия Сесил, урожденная Вандербилт, с мужем Джоном Сесилом.
Да, да, та самая, с которой «соперничала» жена инженера Щукина — Эллочка из незабвенных «двенадцати стульев».
И вот мы в Нэшвилле, столице Теннесси. Частный Университет Vanderbilt занимает огромную площадь в черте города. Сочетание огромных современных зданий клиник и исследовательских центров с парковыми лужайками и тенистыми аллеями составляет гордость горожан.
Корпуса для проживания студентов и профессоров расположены прямо в парке — здесь полно белок и птиц, темно-зеленые гигантские магнолии чередуются с липами, дубами и кленами.
Кампус Университета Вандербильт занимает 330 акров (около 132 гектаров).
Здесь работают более 3.5 тысяч сотрудников профессорско-преподавательского состава и учатся 12 800 студентов.
А когда-то первыми студентами были только 800 молодых людей и никаких барышень.
В составе Университета Вандербильт 10 школ (это примерно соответствует нашему понятию факультетов) — здесь изучают медицину, юриспруденцию, богословие, образование и развитие человека, есть инженерный и музыкальный факультеты, школа медсестер, школа менеджмента. Особенно меня заинтересовал факультет, названный Arts and science. Прямо так вместе и изучают науку и искусство? Надо бы посмотреть их силлабус, какие предметы преподаются, интересно.
Медицинских центров в Нешвилле несколько, и все они занимают видное место в системе нац.здравоохранения. Но Vanderbilt Medical Center является одним из ведущих в США сразу по нескольким медицинским дисциплинам. Масштабы госпиталей и научно-исследовательских центров (даже по американским меркам ) поражают.
Заинтриговало название Центра медицинских искусств. Я специально зашла посмотреть — выяснила по расписанию на первом этаже, что это нечто вроде огромной поликлиники для приема у различных специалистов. При входе — салфетки для носа и дезинфицирующий спрей для рук. Здесь же объяснение на английском и испанском от том, как важно не заражать других и как правильно прикрывать рот и нос во время чихания или кашля. Довольно подробно.
Зал ожидания в одном из отделений — дневная терапия в онкологии.
В многочисленных кафе можно быстро и разнообразно пообедать,позавтракать или просто попить кофе в перерывах. Цены на общепит очень невысокие, а вариантов на любой вкус и любую диету. Заметно влияние борьбы с ожирением — много брошюр, калькуляций, диетических продуктов, салатов, овощей и фруктов.
На территории кампуса расставлены многочисленные стенды с санитарным алкоджелем — напоминания «Мойте руки, не распространяйте инфекцию».
Небоскребы Детского Центра видны издалека, и первое время я находила по ним дорогу к своей деревне. Наша квартирка находится в комплексе, называемом Деревушка в Вандербильте.
Со стоянками автомобилей никаких проблем нет — на территории существует целая система огромных подземных и надземных крытых гаражей, наверное рассчитанная на каждого студента и сотрудника. В жилых корпусах стоянки пронумерованы прямо под домом. И вообще — дорожные знаки, разметка и расположение улиц настолько просты, что я осмелилась и начала потихоньку водить здесь машину. Нам как-то сразу здесь понравилось — дружелюбные, вежливые люди, зеленый красивый город. А что же сталось с Эллочкой? Совсем зачахла в капиталистическом мире? Ничего подобного — она страшно довольна. Впервые в жизни у нее появилась отдельная гардеробная комната, пусть даже маленькая и временная.
Правда наряды здесь не пригодятся. Все поголовно ходят в шортах. Теперь осталось только полюбить кантри-мьюзик. Но об этом в следующем репортаже.