Жизнь замечательных кинолюдей

1

Субъективные заметки с международного Хайфского кинофестиваля

 

Нона КОВЛЕР

Первые дни хайфского международного кинопраздника прошли у меня под грифом ЖЗЛ. Помните эту серию — «Жизнь замечательных людей?» Как-то ненароком вышло, что первые три фильма, что мы посмотрели, были биографическими. К счастью, авторы не озадачились полным жизнеописанием, так что Biopic’а (так принято нынче называть биографические картины) как такового не вышло.

Итак, трое великих — Ее Величество королева Виктория, художник Поль Гоген и величайший британец всех времен Уинстон Черчилль. Именно за них мы и переживали в прошедшие два дня, когда на экране нам приоткрыли всего лишь некоторые эпизоды из их жизни.

Начну с фильма «Виктория и Абдул», в ивритской версии «Разбудить королеву».

Для меня лента была заранее обречена на триумф. Чудесные британские интерьеры и манеры, культовый режиссер Стивер Фрирс («Опасные связи», «Филомена», и последняя восхитившая — «Флоренс Дженкинс»), Джуди Денч в главной роли — об этом я знала еще до начала кино. А когда увидела на экране Тадж Махал и базарную толчею Индии, откуда вернулась всего месяц назад, я подумала — вот оно! Сейчас я начну наслаждаться!

Но экстаза не случилось. До сих пор не могу понять, почему. Мощная игра Джуди Денч и выпуклый образ несгибаемой старухи- истинной королевы, великолепная операторская работа, выстроенные по всем правилам мизансцены — все это было прекрасно, но в целом фильм не оставил впечатления шедевра.

А уж какую политическую катавасию можно было замутить — ведь молодой красавец из Индии, друг и духовный наставник Её Величества, по своему вероисповеданию — мусульманин, и обучает он королеву арабской письменности и цитирует ей строки из Корана, и принимает у себя во дворце королева его домочадцев в непроницаемых черных бурках-паранджах.

И как это Королевский Дом Англии не возмутился, что сегодня, когда ситуация с мигрантами и безопасностью в Лондоне такая взрывоопасная в прямом и печальном смысле этого слова, как это позволяет себе именитый режиссер с такой симпатией описывать благородного и бескорыстного мусульманина с единственным недостатком — венерическим заболеванием.

Ох, нет на них Мири Регев! Она бы им станцевала фокстрот на костях режиссера! Да и в других странах Матильды бы не удержались от праведного гнева.

Но все спокойно в Британском Королевстве, и этому фильму дешевый пиар на скандалах не нужен. Жаль, действительно, что даже у такого режиссера не получилось убедить меня в уникальности этой истории. Ну что ж, будем ждать следующих работ, и надеюсь, после фильмов о Мухаммаде Али и дружбе королевы с благородным мироточащим мусульманином из Индии, темы появятся совсем другие.

«Поль Гоген — вояж на Таити». Французский фильм режиссера Эдуарда Делюка.

Фильм в целом понравился особенно тем, что высветил совершенно в ином ключе некоторые биографические данные художника, о коих, как оказалось, у нас было абсолютно неверное представление. Теперь уже не смогу забыть его смешное, ласкательное имя «Куки», которым звала его жена-полинезийка. Замечательные актерские работы известного Винсента Касселя и поразившей меня молодой полинезийской актрисы Тухей Адамс.

Третий главный персонаж не обрадовал. Роль почти без слов подразумевает внутреннее содержание, а его-то я в молодом актере и не почувствовала.

Не буду раскрывать содержание, по-моему достойно рекомендации смотреть.

Жаль, что не было также и английских титров, потому что для многих недавно прибывших в страну и не владеющих французским, практически исключается возможность посещать иностранные фильмы без понятных субтитров.

И наконец — третья картина «Черчилль».

Прежде всего, начну со своего восхищения актером Брайаном Коксом.

Сложнейшая роль по воплощению известнейшей исторической личности. Фильм создан без особой завлекательной фабулы — представлены всего несколько дней перед открытием второго фронта, повлиявших на ход Второй Мировой войны и всей истории. Мне импонирует, что сценарист и режиссер не стали додумывать никаких искусственно вымученных коллизий, справедливо полагая, что драматический накал тех дней не нуждается в подогреве интереса думающей публики.

Несомненной удачей стал образ жены Черчилля — Клэм Черчилль. Стук ее каблуков, как поступь командора, раздается в самых напряженных моментах и зачастую спасает ситуацию, а возможно и всю нацию.

Замечу в скобках, что меня, воспитанную в Советском Союзе, не могло не поразить до глубины души, что во всем длинном и очень подробном повествовании, а также на последующей после сеанса личной беседе с исполнителем главной роли не прозвучало ни одного слова, ни одного намека о русских и Советском Союзе. Для того, у кого нет в альбоме фотографий родных, советских граждан, погибших в той войне, однозначно могло показаться, что Россия там была вообще ни при чем.

Любопытно, у остальных израильских зрителей промелькнула такая мысль?

Нам здорово повезло. На просмотре фильма в Аудиториуме присутствовал сам «Черчилль», Брайан Кокс. После фильма он обстоятельно, не торопясь, с большим уважением отвечал на многочисленные вопросы зрителей, говоря четко и понятно, за что ему отдельное большое спасибо.

Брайан Кокс известен в Великобритании как ведущий актер Шекспировского театра, он исполнял роли Короля Лира, римского императора Титуса.

Он, несомненно, находит в этом аналогии с образом Черчилля, которого считает трагическим героем и более того — видит в Уинстоне Черчилле сложного драматического актера. Это утверждение прозвучало в ответ на вопрос из публики от молодого человека — стоило ли показывать на весь мир, что исход сложнейших военных событий определял старый, угрюмый и нездоровый человек.

Однозначно могу рекомендовать «Черчилля». На сегодняшний день — пока что лучший из увиденных на фестивале.

Мне интересно, как у самых разных слоев публики будет воспринят этот фильм. Вызовут ли симпатию неподдельные глубокие страдания и угрызения совести премьер-министра перед угрозой гибели молодых солдат, брошенных на смерть. Вызовет ли фильм воспоминания о миллионах замученных евреев, не вывезенных в безопасные страны, о которых Черчилль знал и мог предпринять шаги по их спасению, но не сделал этого. Вызовет ли вопрос, почему со всей своей непримиримостью он не сделал ни малейшего поползновения надавить на американцев и генерала Эйзенхауэра, чтобы хотя бы разбомбить подъездные пути к концлагерю, куда в таком случае могли не попасть несколько составов с живыми людьми, ставших пеплом.

Было бы странно, наверное, задавать такие вопросы актеру, поэтому остается только додумывать.

В заключение приведу еще один очень интересный факт, о чем рассказал Брайан Кокс в своем разговоре со зрителями.

Много позже после войны была проведена компьютерная симуляция альтернативного плана Черчилля, от которого он под давлением союзников был вынужден отказаться. Со всей приблизительностью было установлено, что будь план Уинстона Черчиля принят, война могла бы закончиться на полгода раньше.

Нас ожидает еще целая неделя разнообразных кинособытий, хеппенингов, уличных представлений и демонстраций фильмов.

В Хайфе, как никогда, много тель-авивской богемы — приезжих сразу можно определить по странным одеждам и растерянному взгляду — что это мы тут делаем, на далеком Севере?

Приходите, приезжайте, мы всех ждем!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s