https://isrageo.wordpress.com/2013/11/16/balerina/
Статья 2013 г
ПРЕД ЗАТАИВШИМ ДЫХАНИЕ ЗАЛОМ
К премьере новой постановки Израильского Балета “Красавица и чудовище”
Нона КОВЛЕР
Фото Сергея Демянчука, Алекса Лернера, Александра Щербакова, Gadi Dagon и из личного архива Л.Розенберг
Так уж вышло, что вновь я возвращаюсь к теме «Зачем мы привезли детей в Израиль»
Мой рассказ сегодня о прима-балерине Израильского балета Лене Розенберг. Я вижу ее в роли Красавицы на репетиции последней премьеры «Красавица и чудовище» — эти отточенные жесты, эта изящная пластика, нежная покорность и внутренняя сила, удивительное единение с партнером и музыкальность в каждом изгибе — и меня захватывает знакомое с детства предвкушение волшебства. Это Балет!
Вспоминаю…
В 1994г в хайфской школе искусств «Реут» в классе нашего старшего сына-музыканта появилась новенькая — Лена приехала из Ленинграда с мамой актрисой Ириной Двоскиной. Мы сразу подружились на почве общих забот: олимовский быт, дети-артисты — это непросто.
Много лет назад на нашем балконе
Мама Ирина Двоскина о дочке: «Я не хотела специально делать из Лены балерину. Я сама актриса и хорошо знаю закулисье. Леночке посоветовал врач в 6 лет заниматься или гимнастикой, или балетом. В гимнастику набор был завершен, а в студию балета им.Дзержинского на Староневском принимали только тех, кто имел отношение к милиции. «Вы как-то связаны с милицией? — Да, конечно, выступали на концертах и нам даже дали грамоту «За развитие культуры во внутренних органах» Ну и самое главное -у моей дочки день рождения 10 ноября, в День милиции! Администраторы студии расхохотались, и участь Лены была решена».
Прежде чем приехать в Израиль, Лена училась в легендарном Вагановском училище.
Вспоминает Ирина: «знающие» люди говорили, что без хороших связей, девочку не возьмут в училище Вагановой НИКОГДА. Ну нет, и не надо. Я была даже рада. Кто хоть немного был знаком с балетным закулисьем, никогда не пожелал бы ребенку такой судьбы. Мы гуляли, увидели объявление. И записались на конкурс на общих основаниях, для очистки совести»
После хайфской школы «Реут» была учеба в студии Лиоры Бинг, учеба за границей в Торонто в National Ballet School. Лена проработала там год в Национальном Балете Канады, но потом вернулась домой.
Два года она танцевала в ансамбле » Бат Дор» и наконец поступила к Берте Ямпольской в Израильский Балет.
О Берте Ямпольской в Израиле слышали все, имена же ее солистов не гремели никогда.
Благодаря уникальной и противоречивой личности Берты Ямпольской мы имеем собственный высокого класса единственный в Израиле ансамбль классического балета. Избалованные примы и раскрученные премьеры, участие в ток-шоу и модных приговорах — это все не про них. Даже Идо Тадмор, пришедший на смену Ямпольской талантливейший новатор и блестящий танцовщик, стал известен широкой израильской публике, не увлекающейся балетом, только после его участия в жюри телешоу «Рожденный танцевать»
Всего полгода, как Идо Тадмор принял руководство Израильским Балетом, и перемены обнадеживают.
Лена про Идо Тадмора: «Честно признаюсь, я волновалась и сомневалась — к нам пришел человек с совершенно другой концепцией, но все опасения оказались напрасны — Он видит как в людях, так и в артистах главное и заставляет этот потенциал работать, создает благодатную почву.
А это лучшее, чего может желать артист.»
Идо Тадмор про Лену Розенберг: «Одна из лучших наших солисток. У Лены есть не только великолепная техника. У нее есть внутренняя образованность, интеллигентность и поэтому она такая..» На этом месте в разговоре Идо сделал свой неповторимый жест летящей рукой от подбородка к небу — что я сумела перевести на русский словом «Одухотворенная».
Естественно, я не удержалась » Ну а как же иначе, девочка из актерской семьи, мама и папа актеры, она к сцене и не должна была привыкать…»
Лена рассказывает: «Коллектив небольшой, мы все трудимся наравне. У нас есть несколько очень хороших солисток, все девочки очень талантливые.»
Когда Идо произносит слово Балерина — он имеет в виду -Прима-балерина. Балерина — это не профессия, это Звание. Так считает Лена Розенберг.
«Я счастлива в своей профессии, мне хорошо, это то, что мне надо от жизни..»
Прима-балерина Израильского балета еще совсем недавно подрабатывала официанткой. Однажды за ее столиком оказалась пара иностранцев.Они поинтересовались, чему училась девушка с балетной походкой и не смогли поверить, что эта самая официантка вечером блистает на сцене крупнейших залов Израиля.
«Но сегодня уже все по-другому. Сегодня я и подрабатываю по специальности — и знаете, что самое интересное? Давать уроки не только детям, но и взрослым. Есть группа начинающих взрослых, которые мечтали и не могли позволить себе в детстве заниматься танцем. Вот им я и помогаю в воплощении мечты»
«Леночка, расскажи еще о своих учителях»
Лена о Нине Гершман: » Одна из моих педагогов — Нина Гершман. Работа педагога — это не только разучивание партии, это построение образа, это и моральная поддержка, это и взаимное уважение, и выдержка, и стойкость, и внимательность. Нина обладает всеми этими качествами, она очень мудрый человек и педагог, и высокий профессионал».
«Израильский балет» – единственный классический балетный ансамбль в нашей стране. И в то же время здесь ставят неоклассику и модерн. За четыре с лишним десятилетия существования «Израильский балет» поставил и исполнил не один десяток спектаклей. В их числе балеты классического репертуара: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот».
Партий Лена станцевала уже много — Золушка, сестры золушки, Мирта в Жизель, Медея в «Медее» Ямпольской, Китри в «Дон Кихоте» , Фея драже в «Щелкунчик «, Шопениана — мазурка / 7ой вальс, и многие другие.
Нина Гершман о Лене Розенберг : «Я много работаю с Леной. Она очень талантлива , трудолюбива. Самое главное, в ней есть глубина, чувства,она постоянно растет творчески. Лена пишет стихи , играет на гитаре, это все идет в ее глубокую копилку. Она личность, ее появление на сцене всегда праздник».
«Лена, несколько слов о партнерах? — «Дольше всего я работала с партнерами Александром Уткиным и Александром Шевцовым — талантливые артисты, с которыми мне повезло.
В новой постановке «Красавица и Чудовище» танцую с Владимиром Дорохиным (с которым мы работаем в текущем репертуаре, и это счастье, когда ты говоришь с партнером на одном языке) и Людвигом Испиряном.»
Мне удалось коротко поговорить с Владимиром Дорохиным — он находится в Израиле по контракту, работал в Санкт-Петербурге у Якобсона и у Бориса Эйфмана. Интересно, что во время репетиции он сразу привлек мое внимание — эта спина и горделивая посадка головы подтверждали возможность обращаться к танцовщику по-русски.
Это заблуждение, что только русские составляют костяк Израильского балета, хотя по-прежнему русский язык слышен регулярно и в репетиционном зале, и в костюмерных.
Над балеринами, как известно, не властен возраст. Удивительно мне осознавать, что маленькой Мишели Розенберг, Лениной дочке, уже 9 лет.
И она, конечно же, тоже занимается танцем.
«Лена», вздыхаю я, «но это же так трудно, как ты справляешься?
Дисциплина, постоянный труд и редкий отдых? «
Лена вдруг говорит «Артист должен быть уставшим..А потом — у него открывается второе дыхание и еще… вы знаете, какое это чувство, когда танцуешь Шопена!»
«Но ведь бывают и неудачи, и разочарования, не все гладко в этой жизни, Лена?»«Удивительная способность нам дана, гибкость, и на сцене такие моменты понятны как на белом листе, и возможности неограниченны, а в жизни как-то все размыто, непонятно, и всегда есть возможность не сыграть, даже если ты способен . Но мы все способны… Только дайте нам оркестр».
И затихает зал, и раздаются первые аккорды, и летит над сценой пред затаившим дыхание залом Балерина. Браво! Спасибо, что даришь нам восторг.