Что имеем — не храним

2

Мир искусства в отдельно взятом Музее Рамат-Гана

Нона КОВЛЕР

«… молодая хозяйка виллы в Биаррице с тяжелым узлом волос на шее и светом неведомой тайны на лице стоит, опершись рукой на раму балконного проема. А там, за балконом, за буднями жизни, кипит океан…Так и не отходила бы от этого портрета…»

Это строчки из записей радиопередачи десятилетней давности замечательного журналиста и знатока культуры неутомимой Ирины Бабич. Редко кто из русскоязычной публики не помнит ее чудесные рассказы в передачах радио РЭКА, многие не раз путешествовали с Ириной в незабываемых авторских экскурсиях, счастливчики лично посещали незабываемые «Посиделки» в маленьких залах хайфских матнасов.

Привлекший к себе внимание в последние дни известный портрет Марии Цетлиной кисти Валентина Серова с 1996 года считается символом и смысловым центром коллекции русского авангарда в раматганском Музее русского искусства им. Михаила и Марии Цетлиных.

Не буду вновь возвращаться к возмущенным спорам и недоуменным горестным восклицаниям по поводу решения раматганского муниципалитета продать эту картину на лондонском аукционе Кристи.

Я беседую с Ириной Бабич в ее заполненной книгами, картинами и альбомами небольшой квартире. Как обычно при общении с Ириной у нас миллион интересных и важных тем, я обожаю слушать ее воспоминания, всегда доброжелательные, позитивные, оптимистичные рассказы.
Ira-Babich-3-e1415896914711

Затронув в разговоре тему скандальной сделки, я и не подозревала, какую бурю эмоций это вызовет у Ирины Бабич. Рассказываю, что 14 ноября по инициативе русскоязычных журналистов приглашаются желающие на так называемый протестный поход в Музей. Желающих немало, но ко всеобщему смущению выясняется, что почти никто не знает точного адреса, единицы посещали Музей русского искусства и еще меньше хорошо знакомы с коллекцией. «А ведь я неоднократно возила туда целые группы экскурсантов! Это жемчужина среди израильских музеев . Если бы я могла поучаствовать в этом протесте лично, непременно поехала бы» — огорчается Ирина Борисовна. Тут же извлекаются из «журналистских закромов» нужные материалы и конспекты выступлений. Мы рассматриваем альбом-каталог Музея и брошюру об истории создания Музея и жизни Михаила и Марии Цетлиных с дарственной надписью автора Шуламит Шалит.

«Дорогим Ирине и Даниилу с благодарностью за «горячечный » дух в поисках истины и справедливости. от автора Шуламит Шалит.»
Израиль 1996г.»

Неожиданно актуально звучат сегодня эти слова.
Ira-Babich-5-e1415896610321-300x225

Не знаю, будет ли услышан протест и принесет ли плоды общественная карусель, завертевшаяся вокруг маленького Музея, но даже если портрет Серова покинет Израиль, это событие не останется незамеченным и хотя бы напомнит нам, что существуют еще неравнодушные люди с «горячечным духом в поиске истины и справедливости»

Ведь недаром русское название сотрудника Музея — Хранители.
И как жаль, что в Рамат-Гане именно в Музее русского искусства сбывается русская поговорка «Что имеем — не храним, потерявши — плачем!»

Ira Babich (3)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s