Кино по-русски

Журнал ИсраГео

2016г

БезнадЕжность. Именно так, не по-медицински — безнадЁжность, а философски, по-тютчевски — безнадЕжность. Почему Тютчев вспоминается мне после фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»?

Потому что в этом, как мне видится, все отношение режиссера и всей творческой команды к своей Родине — «ты и блаженство, и безнадЕжность…»

Нона КОВЛЕР

 

Хайфский международный кинофестиваль вошел в десятку наиболее интересных кинофестивалей мира. В этом году впервые Хайфу и вообще нашу страну посетил молодой, очень интересный и уже знаменитый режиссер Андрей Звягинцев. Зал Аудиториума на просмотре Левиафана был переполнен.У входа спрашивали по-русски лишние билетики, но израильтяне не говорящие по-русски составили большую часть публики. Интерес к фильму подогревался и сообщениями в прессе о том, что в России фильм после успеха на Каннском фестивале был запрещен к широкому показу. Причина, которая называлась — употребление ненормативной лексики. Мне же кажется странным, что православная церковь еще не предала Звягинцева анафеме.

Выйдя на сцену хайфского аудиториума, Андрей был непритворно взволнован, он не ожидал такого аншлага. На фестивале показывается ретроспектива всех фильмов режиссера. Честно говоря, не уверена, что у кого-либо хватит душевных сил посмотреть подряд все его работы. «Елена», «Возвращение», «Левиафан» — это такое душевное потрясение, такая безысходность от будничности и неотвратимости происходящего в сегодняшней России, что пережить безучастно это невозможно.

Соседка по креслу в темном зале спросила меня на иврите — в каком месте России проходили съемки? Я затруднилась с ответом, сказав только, что где-то на севере или в Сибири, возможно.На самом деле съемки проходили в Мурманской области, большей частью в городе Кировск.

Знаковый скелет левиафана на морском берегу  совсем не педалируется в фильме, как впрочем и никакие другие детали не выпячиваются, но выверены с филигранной точностью. Например, в начале фильма промелькнула возле дома красная бочка из-под горючего — просто промелькнула ярким пятном среди перманентно сумеречного фона,а в финале та же бочка кувыркается в бурных волнах прибоя, тонет, всплывает и снова тонет.

Актерские работы настолько хороши, что трудно выделить лучшего артиста. Серебряков, Вдовиченков, Лядова, Мадянов, Уколова — не просто органичны в своих ролях, они и есть самые настоящие герои-антигерои. Амплуа размыты, как и в жизни — не стало уже верных подруг,  героев-любовников или отважных борцов за правду,  все сложнее и одновременно примитивнее. Такова жизнь.

Почему мне все время вспоминается Тютчев? Потому ли, что умом Россию не понять  и в Россию можно только верить…

Или все-таки потому что безнадЕжность Звягинцева все равно рифмуется со словом Нежность?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s