Состоялся очередной журналистский тур, организованный арабской организацией «Моссава», что означает Равенство. Организатор журналист Елена Шафран, а сопровождали нас сотрудницы центра Моссава Соха Сальман-Муса, исполнительный директор, и адвокат Нибаль Файез Ардат
В этот раз мы поехали в Акко, но прогулка была далека от увеселительной.
Город со смешанным арабо-еврейским населением, где я бываю регулярно и вожу туда гостей, город, видавший и крестоносцев, и Наполеона, и Османское владычество, казалось бы, должен быть переполнен туристами в любое время года, но к сожалению время там остановилось и даже потекло назад, как утверждают местные жители старого города.
Выслушать их истории и предстояло небольшой группе русскоязычных журналистов и блоггеров.
Скажу сразу — мне было непросто в тот день в Акко и еще труднее сейчас писать необходимый отчет о поездке.
С одной стороны- больно видеть разрушения Старого города и отсутствие муниципальной деятельности по реставрации древних улиц.
С другой стороны — все время возникали неудобные вопросы к «принимающей» стороне, хотелось спорить и приводить свои доводы- но… мы были там, чтобы выслушать и донести до русскоязычных граждан крик о разочаровании и просьбы о помощи.
Итак- отчет в нескольких частях.
Утро в тихом сонном старом Акко мы начали в прекрасном и богатом музейном комплексе залов крестоносцев.
Представитель компании по развитию старого города Акко инженер реконструктор Полина Грязнова коротко познакомила нас с деятельностью организации, которая в тесном сотрудничестве с Управлением древностей Израиля как раз и стоит за раскопками, реставрацией и подготовкой к музейной презентации наследия древнего города.
Если кто-то по случайности еще не был в музейном комплексе Акко, имейте в виду, что лучше купить сразу общий билет, он включает входы в пять различных туристических аттракций.
В этот раз нам не дали много времени побродить по музею, но все же мы успели заметить и дырки от кандалов в стенах пыточной камеры, и впервые пробраться по тесному и низкому секретному подземному ходу, когда-то помогавшему торговцам с выручкой безопасно скрыться с большой рыночной площади.

По своей всегдашней привычке я конечно свернула немножко в сторону от маршрута и внезапно в одном из ответвлений обнаружила фреску на стене с изображением христианского Святого, а к ней уже прицеливалась объективом наш фотограф Елена Ростунова. Это мы с Леной не запланированно попали под своды церкви St. John

Цель нашего визита не предусматривала почти никаких туристических развлечений, поэтому быстро быстро мы осмотрели трапезную крестоносцев, пропустили и турецкий хамам, и тоннель тамплиеров, и поспешили на запланированные встречи с представителями местного населения, чтобы выслушать их позицию на тему угасания экономики, увядания туризма и о проблемах арабского общества в Акко.
Представляю для начала нашего проводника, экскурсовода и общественного деятеля, обладателя ученой степени одного из немецких университетов антрополога Тайсира Хатиба

Тайсир Хатиб делится своим опытом жизни в старом городе Акко, который имеет богатую историю и уникальную культуру. Он родился в 1973 году в семье беженцев, что определило его восприятие идентичности и места в мире. Его мать была беженкой из деревни, расположенной всего в двух километрах от Акко, а отец — политическим беженцем из разрушенной деревни Кфар Меар. Эти корни формируют, как он говорит, его идентичность (Здесь в скобках приведу первый из моих так и не заданных неудобных вопросов — как могли быть политическими беженцами его родители, когда в 1948г они были совсем детьми, если вообще родились? Почему «изгнание» жителей Старого города так называется, если на их место тут же аж с 2-х километрового расстояния пришли беженцы из близлежащей деревни и осели навсегда, получив в итоге амидаровские жилища?)
Тайсир рассказывает о своем образовании в школе Terra Santa, где христианские школы предоставляли услуги как для мусульманских, так и для христианских детей.
Там же сейчас учатся его дети, хотя и являются мусульманами
Вернувшись из учебы в Германии, Тайсир погрузился в общественную и политическую жизнь, поддерживая идеи гражданских прав для жителей старого города. Он делится своей любовью к литературе и поэзии, упоминая русских писателей, таких как Максим Горький и Толстой, которые оказали на него влияние.
А я все вспоминала Чернышевского и Герцена, потому что лейтмотивом нашего тура были конечно вечные вопросы Кто виноват? И Что делать?
Важным моментом в рассказе Тайсира является его осознание палестинской идентичности. Он описывает разговор с матерью, которая настаивала, чтобы он не говорил о своей палестинской принадлежности вне дома, подчеркивая страхи и стигмы, связанные с этим.
Наверное именно осознание своей палестинской идентичности и привело к женитьбе на девушке из Дженина? Тайсир делится с нами семейной проблемой — 17 лет его жена не имеет израильского удостоверения личности а следовательно и права на работу в Израиле и что особенно больно — нет водительских прав.
17 лет семья судится с государством, и вот недавно Лана получила документы временного жителя . Нам удалось с ней познакомиться- Лана угощала нас приготовленным ей для обеда журналистов арабским блюдо фрике из специально обработанной пшеницы
Тайсир показывает нам старый трехэтажный дом в плачевном состоянии, где он живет с семьей, единственный из большой семьи, оставшийся в Старом городе. Сегодня во всем старом Акко не более 2800 арабских жителей
И тут я не выдержала и спросила, где живут остальные члены клана? И разве это не положительно, что люди смогли позволить себе перебраться в более современные дома со всеми удобствами?
Но кажется слово «Джентрификация» — облагораживание, развитие и улучшение — чуть ли не ругательное слово у жителей старого Акко. И в этом виновато конечно правительство и местная муниципальная власть — джентрификация проводится за счет богатых частных инвесторов со стороны, они скупают старые дома и благоустраивают их например под отели.
Буквально пробегая через пустой почти без покупателей рынок, где торговцы зазывали нас по-русски и по-английски, мы обещали им
вернуться за покупками, а пока нас ждала встреча с главным мусульманским авторитетом Акко имамом Юсефом Абу-Заиром в мечети 🕌 Аль-Джаззар.
Продолжение будет..
Использованы фото автора и Елены Ростуновой
————————