Вчера в Гешере в переполненном зале мы не увидели ни одного знакомого лица, значит ли это, что вы все уже посмотрели «Души» в театре Гешер?
Специально не стала читать книгу Рои Хена, по которой сделана пьеса. Хотелось абсолютно неизвестного сюжета.
Не вдаваясь в детали, чтобы не спойлерить, скажу только, что постоянно присутствовало ощущение, что мы в каком-то сюрреалистическом сне, где все так вроде реально и знакомо, но вдруг, как это часто бывает во снах, открываются одна за одной двери в другие комнаты и миры, и ты проваливаешься в другую реальность, и опять все вроле так понятно и знакомо — пока ужас не накрывает, как темные воды.
Каждый из театра выносит своё — бесполезно объяснять, в чем был замысел драматурга и режиссера.
Посыл или месседж этой пьесы для меня лично стал таким. Веками еврейский наш народ ищет избавления, старается искупить грехи, исправить и «починить» мир, а в итоге приходит к выводу, что даже родственные души могут обмануть и предать, и в гневе вместо любви возникает ненависть и с ней стремление убивать.
Ничего такого открытым текстом не говорится со сцены, но ведь театр — это только катализатор для мыслительных процессов.
Отдельно хочу выразить свое непреходящее восхищение замечательной актрисой Евгенией Додиной и радость от ее долгожданного возвращения в родной театр.
В каких только образах не проявлялась Женя на этой сцене, и мальчика, и эльфа, и влюбленной девушки, и гордой царицы и даже жестокого короля. Все ей подвластно.
В Душах Додина воплощает ту самую русскоеврейскую маму, которую так легко узнать, просто посмотревшись в зеркало всей нашей алии 90-х. И пусть ее героиня повторяет — «я даже не еврейка». Станиславские в зале знают, во что верить.
Рои Хен, драматург и Итай Тиран, режиссер безусловно редкого таланта и работоспособности люди.
Но ясно одно — для полного понимания этого спектакля нам надо было прожить и измениться вместе с этой Страной, и осознать, откуда мы идем и куда мы пришли…



Фото взято у Sergey Demyanchuk