Венецианский купец

body of water with people rowring on boat beside tall building
Photo by Pixabay on Pexels.com

Торговля у Венеции в крови

Домашнее задание по детальному изучению истории Венеции делаю с опозданием лет на 20, но зато с удовольствием
Читайте книжки — это многое объясняет

А кому лень искать, покупать и штудировать — может воспользоваться моей упрощенной версией из конспектов по книгам Питера Акройда “Венеция” и Аркадия Ипполитова «Только  Венеция»

С собственными иллюстрациями

 

white motor boat on ocean beside concrete buildings
Photo by Magda Ehlers on Pexels.com

 

С XIV по XVIII век Венеция была городом роскоши. Роскошь можно определить как форму эротической демонстрации, как ответ на утонченность чувств. Она предполагает изысканность и делает удовольствия более рафинированными. Кроме того, она подстегивает потребление. Очень многие вещи нам жизненно необходимы, но хотим мы гораздо большего. Желание открывает рот покупателя. Венеция всегда считалась чувственным городом благодаря и ее вездесущим куртизанкам, и сочным краскам ее художников.

 

card1

 

Глубинную реальность города , в котором яркая демонстрация и материальная цена священны, отражали многочисленные живописцы. Популярные в Венеции праздники тоже можно рассматривать как манифестацию роскоши.

 

 

card valentine

Побывали и мы на балу в честь Дня всех влюбленных, в день Св.Валентина

card

Это Казанова, их там было несколько…

P1160632

Венеция не обладала природными ресурсами, поэтому полагалась на производство; единственным способом поддерживать превосходство было постоянное создание все более разнообразных и изысканных продуктов. Роскошь выражалась в изобилии пряностей или духов, красок или украшений из золота и горного хрусталя. Венеция торговала всем этим. В ней делали стекло, шелк и мыло. Она производила марципан и воск. Венеция была центром производства шелка, соседний остров Бурано — кружев, а Мурано — стекла и зеркал.

p1030927-twinkle

 

Именно в Венеции было изготовлено первое стеклянное окно, на тот момент, без сомнения, предмет роскоши. В 1615 году она стала первым западным городом, торгующим кофе. Вилка — также венецианское изобретение, одно из множества роскошных нововведений за обеденным столом.

 

1235538_1095158807210017_857155926426928306_n

Венецианские дома в большинстве своем были богато украшены и обставлены

 

 

16830776_10155036757325842_4106719553086942934_n

Венецианский купец — хозяин Венеции. Основатели города были купцами — или были вынуждены торговать, чтобы выжить. Даже дожи участвовали в торговле. То, что старейшее дворянство города было в полном составе вовлечено в коммерцию, являлось любопытной аномалией: отсутствовала иерархия рождения в соответствии с феодальной системой благородства.

.
Коммерция и промышленность — вот Гений Венецианского государства. Торговля у Венеции в крови
— В частном документе XV века, известном как Morosini Codex (Кодекс Моросини), есть формула описания бедствия: “Много людей погибло и много товаров испорчено”. Суть торговли — в постоянно развивающейся экспансии. Однако сама Венеция расти не могла. Поэтому она эксплуатировала заморские территории — от материковой Италии до острова Кипр. На вершине могущества она была третьим по величине городом-государством Европы. При этом самым богатым. Вот почему собственный коммерческий интерес лег в основу национальной идеологии.

Самый ранний пример — соль.

Лагуна, где вокруг соленые воды мелководного моря, была идеальным местом для выпаривания соли. Венецианцы отнеслись к этому бизнесу ревностно. Они решили добиться монополии по снабжению солью материка. Венеция завоевала другие центры соляного производства на ближайших территориях. Затем настал черед солеваров по всей Адриатике: их заставили закрыть свои производства, кого-то силой, кого-то подкупом. Вся соль, производившаяся на заморских территориях (к примеру, в венецианской колонии Кипр), доставлялась в Венецию и хранилась на ее огромных складах, откуда отгружалась покупателям по монопольным ценам. Город эффективно подавил малейшие намеки на конкуренцию. Это был венецианский способ делать бизнес.

 

В связи с этим не могу не вспомнить любимую мрачноватую Перуджу — ведь именно там начались войны против папского засилья. Римский Папа Паоло прекратил поставки соли, чтобы обуздать непокорных, , но не на тех напал. С того мрачного средневековья жители Умбрии традиционно изготавливают и едят несоленый хлеб (поэтому в магазинах меня озадачивали вопросом — pane salato o non salato? ) Дальше все пошло наперекосяк, Папа Паоло перессорился с виднейшими семействами Перуджи и повелел заточить их в тюрьму — были выстроены каменные своды огромной крепости Paolina Rocca, которая и закрыла от солнечного света дома непокорных аристократов. Под этими мрачными сводами пролились реки соленой крови, но хлеб по сей день в Перудже пекут без соли. А все потому, что Венеция сделала соль практически драгоценной валютой

Rocca Paolina, Perugia

Но — возвратимся в богатую и сверкающую Венецию…
В подобном же духе Венеция воспользовалась спросом на пряности, возобновившимся в XII столетии, когда Средиземное море вновь открылось для судоходства. Очень скоро она захватила господство в торговле пряностями. В XVI веке, к примеру, из Александрии ввозилось почти шестьсот тонн перца в год. В городе были даже специальные перечные чиновники.
Крупнейшим источником доходов была торговля в дальних пределах; чем больше риска, тем выше прибыль. Подсчитано, что в начале XV века торговый флот города составлял около трех тысяч трехсот судов. Венецианские корабли покидали порт в составе конвоев; каждый год отправлялось семь торговых экспедиций в разные пункты назначения. К примеру, один флот направлялся в Крым, другой — на Кипр и в Египет. Боевые галеры принадлежали городу, их сдавали в аренду тому, кто побеждал на аукционе. Это ярчайший пример проявления коммерческого инстинкта города. Оплата фрахта и даты путешествия оговаривались заблаговременно. Купцы, оставшиеся дома, могли вкладывать деньги в предприятие купцов, отправлявшихся в плавание, за соответствующую долю в ожидаемой прибыли. Так можно было получить немалый барыш. По возвращении больших торговых кораблей причалы в Венеции были завалены коврами, шелками, благовониями, мешками с гвоздикой и корицей. В XIV веке воск и перец, сандаловое дерево и имбирь доставлялись в Европу венецианскими купцами из обеих Индий и Сирии, Тимора и Малабара. Восток не знал рыночных цен на Западе, а Запад понятия не имел о ценах на Востоке. А венецианские купцы знали и те, и другие. Металл и мануфактура отправлялись на Восток, хлопок и специи — в обратном направлении. Венецианцы использовали возможности, которых другие города и страны не видели либо не обращали на них внимания. Венеция — поворотный пункт между тем, что мы называем Средневековьем, и началом Нового времени.

Венеция была построена из золота. Это был золотой город. Желание разбогатеть превращало золото в навязчивую идею. Оно было одновременно и утешением, и сокровищем. Оно было вкладом и защитой. Оно приносило славу. Оно ласкало глаз. На венецианском Монетном дворе была установлена статуя Аполлона, держащего золотые слитки. Петрарка в панегирике Венеции перечисляет дикие и отдаленные места, куда путешествуют ее купцы. “Смотри, — пишет он, — что люди делают из жажды золота!” Один дож в начале XV века сказал, что Венеция — Signoria dell’oro (Синьория золота). Венеция была золотым городом, как Иерусалим и Небесный град.

16708306_1374763479249547_4368079407119444048_n

 

Венецианская живопись тоже славилась золотом. Художники использовали золотые нити, золотую пудру и золотые чешуйки. Дева Мария на “Триптихе Фрари” (1488) Беллини сидит на троне под золотой мозаикой; она залита золотым светом и кажется исполненной сладкого дыхания вечности. Это свет, что ощущается в самой Венеции.
свет чуда касается материального мира и преображает его. Золото было священным продуктом: венецианцы верили, что его порождает солнце глубоко в недрах земли.

16806825_10155036757865842_7790217986593219033_n

Самый знаменитый из венецианских домов, без сомнения, Ca’d’Oro. Его фасад, построенный между 1421-м и 1437 годами, сплошь покрыт рельефами и позолотой и представляет собой сверкающую стену света. На его поверхности крепится двадцать две тысячи семьдесят пять золотых пластин. Под стать ему в городе только Золотой сундук — Фондако деи Тедески и Золотая базилика Святого Марка. Внутри базилики находится Pala d’Oro (Золотой алтарь), инкрустированный драгоценными камнями. Слава венецианских мастеров золотых дел была такова, что саму их работу стали называть opus Veneticum(особый вид филигранной техники работы по золоту). Золото использовалось для оформления венецианского стекла и, конечно же, входило в текстуру золотой парчи, которую носил дож. Дож, облаченный в золото, стал эмблемой города и символом его богатства. Прекрасный материал символизировал благородство и моральную силу. Даже исполнители в венецианской опере были одеты в золото.

И даже художники в Венеции были в своём роде купцами
Tintoretto гарантировал, что его произведение превзойдет работу другого поименованного автора. Тинторетто из семьи красильщиков имел все навыки купца. Он обычно сбивал цены конкурентам, тем самым обеспечивая себе постоянный приток заказов. Он работал быстро и продавал свою работу дешево. Письма Тициана полны обсуждениями денежных вопросов, финансовыми требованиями, торгом и жалобами. Каналетто, двумя столетиями позже, был мастером работы на экспорт. Тьеполо сосредоточился на исторических и аллегорических полотнах на том резонном основании, что только они дают достаточный уровень дохода

 

 

В Венеции были учреждены первые в мире банки. В официальных документах частные банки упоминаются с 1270 года. Также в XIII веке в Венеции был создан первый финансируемый из бюджета национальный кредит, называвшийся monte (буквально — гора, но здесь это слово приобрело иное значение — столбик монет). До XIV века в городе свободно действовали ростовщики, хотя в большинстве других городов их деятельность была запрещена. В XII веке начисление высокого процента называлось старым венецианским обычаем. Прилавки менял, покрытые ковром или тканью, стояли под сенью колокольни на площади Святого Марка. Воистину венецианцы сделали из денег религию. На переводных векселях часто можно было прочитать фразу “Христос да хранит тебя”. Государственный (публичный) банк появился в Венеции в 1587 году, а Банк Англии — в 1694-м. Венеция стала крупнейшим рынком золота и серебра в мире.

 

А вот еще интересная и назидательная история история о том, что богатство губит
И о том, как трое Мастелли обратились в каменные статуи и встали рядком в нишах дома, им же и принадлежавшего
Сеньору Риобе, Il Sior Rioba, Иль Сьор Риоба, – так прозвали венецианцы Антонио Риобу Мастелли, одного из членов очень богатого купеческого семейства, приехавшего в 1113 году в Венецию из Мореи, как именовался Пелопоннес в Венецианской республике. Мастелли в Венеции поселились и вскоре приобрели колоссальное влияние; им принадлежал целый квартал в Каннареджо, частью которого являлось Кампо деи Мори, в их честь и названное. Из всего семейства наиболее известны Антонио Риоба, так же как и его два брата, Санди и Альфани, благодаря следующей истории. Три этих брата были большими мастерами «обманов, слез, молений и проклятий», этакие три Скупых рыцаря. Когда они жили, опять же мне (да и никому, кажется, в мире) точно неизвестно, где-то в веке тринадцатом-четырнадцатом, но были большими душегубами

. Дом выходит фасадом на Кампо деи Мори и называется Ка’ Мастелли, Ca’ Mastelli, Домом Мастелли. Трёх наказанных Мастелли и сегодня можно видеть на прежних местах; позже к ним присоединился ещё один. Одни считают его четвёртым Мастелли, другие – слугой братьев. Бог Риобу продолжал наказывать, и, в довершение всех Риобиных несчастий, у него ещё и нос убежал.

А еще много других интересных историй — но это все в книгах и в снах…

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s