Свершилось. Приобщились к постмодернизму в пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в театре Гешер.
Надеялась на ностальгические воспоминания — это же была первая пьеса, увиденная нами в только что образованном театре в 1991
Никто не мог быть уверен тогда, хотя и мечталось, что театру суждена долгая жизнь, важное место в культуре Израиля и блистательное театральное шествие по миру.
Но никакой ностальгии не случилось. Как истинно выдающееся творение гениального (без преувеличений) режиссера Евгения Арье, спектакль сегодня смотрится как абсолютно новый, актуальный, отвечающий сегодняшним реалиям и выворачивающий наизнанку устоявшиеся догмы и понятия. Та же сценография, тот же текст, тот же единственный помост (узкий мост- Гешер) между публикой, сидящей в зале и публикой, сидящей на сцене.

И сегодня, как тогда, 30 лет назад — в пьесе нет второстепенных ролей. Так же, как Стоппард поворачивает фабулу шекспировской трагедии, вдруг убирая Гамлета на задний план, выводя на авансцену второстепенных персонажей Розенкранца и Гильденстерна, так и в оригинальной режиссуре спектакля каждый персонаж настолько незаменим, настолько ярок, что кажется, сам Шекспир не мог желать большего.
Актерский состав Гешера конечно же поменялся за 30 лет, и только неподражаемый Саша Демидов все так же играет все ту же роль, а впрочем, наверное не также, а тоже с высоты прожитых и выстраданных лет.

Не могу не восхищаться игрой, самоотдачей всего актерского состава. Это надо видеть, прочувствовать, передать невозможно. Потрясающий Дорон Тавори в роли главного Актера, неподражаемая Шелли Лилиан Рут (Лилия Хейловская), безошибочный в своих попаданиях прямо в сердце Александр Сендерович, и наконец несравненный дуэт таких разных и таких сиамских близнецов Рози и Гиля — Алон Фридман и Идо Мосери.

Ну а теперь матчасть.
Что это за зверь такой постмодернизм?
Умберто Эко в «Заметках на полях Имени Розы» характеризует постмодернизм следующим образом: «Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности. Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину»
Мое собственное определение попроще — постмодернизм это комплимент и своеобразный кредит доверия думающему, развивающемуся читателю зрителю.
Опять цитата из учебника — Принято считать, что любое произведение этого направления является отражением прошедших эпох и уже созданных текстов. Текст постмодернистского произведения особенно ярко демонстрирует эту особенность: при помощи цитат и аллюзий автор апеллирует к интеллектуальному ресурсу читателя и зрителя, побуждая его связывать произведения искусства между собой
Требуется незаурядное умение, вдохновение и гениальное прозрение режиссера, невероятный талант артистов, чтобы из пьесы в сущности без декораций, без четкой фабулы, полной философских рассуждений и откровений, создать спектакль, удерживающий внимание и мышление зрителя на протяжении почти 2.5 часов.
Философия оказывается неожиданно прямой и простой — вдруг ощущаешь себя частью давно устоявшегося мира условностей, понятий, все тех же вечных компромиссов и ценностей. Цитаты из Шекспира как будто взяты из сегодняшних постов фейсбука и строчек комментаторов на ютьюбе
Смотрите сами —
«Ведь, в сущности, нет ничего ни хорошего, ни дурного – все зависит от взгляда» — узнаете, как все неоднозначно??
« безумье Высоких лиц нуждается в надзоре» — даже и комментировать не хочу…
и пожалуй самая определяющая реплика главных героев, а по сути своей статистов, — одна из финальных реплик: «Был момент, тогда, в самом начале, когда мы могли сказать — нет. Но мы его как-то упустили».
Розенкранц и Гильденстерн могли «в самом начале» отказаться принимать участие в партии короля против Гамлета — не приезжать в Эльсинор. И тем — сохранили бы свои жизни и души. Примерно такова трактовка спектакля, вполне современная и уместная — в любом государстве.
Ничего не напоминает? » Мы получили высочайшее назначение…Мы не знали, куда нас посылают…Был приказ…Откуда мы идем? Куда мы идем? »
Вот и получается, что идея маленького человечка, трогательного Акакия Акакиевича, больше не вызывает сочувствия… Времена жестоки, из маленьких человечков создаются армии, убивающие таких же простых обывателей, ждущих, когда все закончится само собой… Быть или не быть? знаменитый программный монолог Гамлета Том Стоппард почти совсем игнорирует, и только в устах второстепенных главных героев, маленьких подневольных человечков эти слова вдруг звучат быстро, мимоходом, как бы отражая ускользающий от них смысл самого существования.
«Гиль! — Что, Рози? — Ты не помнишь, откуда мы пришли? И зачем…»
Я поздравляю прежде всего нас, преданных зрителей, сохранивших любовь и доверие к своему театру. Я поздравляю весь коллектив театра Гешер. Очень хочется верить, что боль от утраты вашего замечательного мэтра утихает, когда вы думаете о том, что даже придирчивый Евгений Арье был бы доволен и горд.
Браво, Гешер!